Христос есть мир наш

(Апостольское чтение Воскресного дня)

Ὁ Χριστός ἡ εἰρήνη μᾶς

Ἀποστολικό Ἀνάγνωσμα Κυριακῆς Ζ´ Λουκά

Апостольское чтение Ефес. 2, 14:22

Примирение

В апостольском чтении сегодняшнего воскресного дня ап. Павел объясняет, почему Христос является нашим миром: «Ибо Он есть мир наш», говорит он. Христос соделал два противовоюющих мира, иудейства и язычества, единым народом. Он разрушил стену, которую создавала ограда закона, которая была непосредственно поставлена между двумя народами. Т.е. Господь упразднил вражду между двух народов, поскольку Он Своею кровию упразднил закон заповедей, который хотя и содержал в себе необходимые предписания, однако он не подавал благодати для их применения, для соблюдения и хранения этих предписаний. И соединяя Собою эти два народа, Господь создал некое новое человечество и тем водворил между ними мир. И крестной смертью Он соединил два народа в единое тело, и их примирил с Богом, так как прежде Он умертвил Своей смертью вражду. И в то время, когда Христос пришел на землю, Он возвестил радостную весть о мире вам язычникам, которые были удалены от Бога, а также и нам иудеям, которые были возле Него. Господь нас, оба народа,Духом Святым, поставил подле Отца. Через Иисуса Христа свершилось это наше приближение к Богу.

Итак, ап. Павел письменно, в своём послании, нам объясняет, как Бог соединил два противоборствующих мира, иудеев и идолопоклонников. Он говорит, что существовала между двумя народами разделяющая стена (стена средостения). Существовала великая вражда между этими народами. И Господь упразднил эту вражду не только своим учением, но главным образом и прежде всего своей жертвой. Он не смешал два народа, но оба эти народа возвел на некое высочайшее духовное состояние. Иисус Христос поставил эти два народа подле Отца Его и тем самым их соединил между собой. А из этих двух народов произошел новый народ – Церковь, новое общество верных, которое поклоняется самому Богу, и имеет Его Самого Спасителем. Этот народ был спасен самой жертвой, он возлагает надежду на саму Надежду, он возводит свой взор на само небо. Итак, Христос стал не только примирением всех верующих, но связующим мира, самим миром для них. Однако о чем нам это говорит сегодня? Что единственным и уникальным способом примирения людей между собой является примирение их с Господом, когда люди приближаются ко Христу и живут Его любовью, то и мы сближаемся между собой. В какой мере мы любим Бога, настолько мы любим и других людей и настолько теснее связуемся между собой. Этот новый народ избегает всякой неприязни, отчужденности и хладнокровия. В нашей святой Церкви мы все становится едино тело.

Живые камни

Далее ап. Павел приходит к выводу: « Итак, вы более не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу». (Ефес. 2, ) Внутри духовного строения Церкви вы являетесь живыми камнями, которые сооружены на основании апостолов и пророков,угловой же камень которой охватывает и связует две стены и удерживает все строение – это Сам Христос. Таким образом, все строение Церкви гармонично соединяется и становится более прочным и возрастает, так что становится святым храмом. Итак, с помощью соединения вас со Христом (и вы устрояетесь в жилище Божие), и вы устрояетесь вместе с другими святыми для того, чтобы стать храмом, в котором обитает Бог. В этом священном тексте св. Апостол представляет Церковь как единое духовное строение, которое создал Сам наш Господь. В этом строении основанием и краеугольным камнем Он положил Самого Себя. Первые камни, положенные в основании — это Апостолы и Пророки. Они являются духовной опорой нашей Церкви. И все верующие являются камнями, которые кладутся поверх этого духовного основания. Иисус Христос, как краеугольный камень, удерживает и связует стены и основания. Он соединяет всех нас. Однако это строительство продолжается, всякий верующий полагается в это строение, и все мы вместе сверхъестественно и неразрывно соединяемся в твердое единство. В то время, так как мы соединяемся со Христом и между собою благодатью таинств нашей Церкви и духовной любовью, то мы составляем единый святой храм, в котором Бог имеет непрерывное общение со своим народом. В этом храме верующие поклоняются Богу, и Бог является между нами и щедро наделяет нас Своим благословением и своими дарами. Насколько же святыми должно быть нам, находясь в этом храме! В какой же непорочности и чистоте мы должны соблюдать самих себя, чтобы в нас обитал Святой Дух! Сколь освященным должно быть наше сердце! И сколько же нам потребуется вести брань, подвиг, чтобы нам не изгнать из себя Святого Духа! Давайте об этом очень молиться. И обо всем этом великом и священном давайте задумаемся, и давайте это будет переживать в самих себе, со страхом и сопереживанием, с верой и со освящением.

Источник: периодическое издание братства Православных богословов «Ο ΣΩΤΗΡ» 1-11-2010

© перевод «Палама.ру»

Оставить комментарий