Позиция свт. Григория Паламы в отношении еретика Варлаама Ἡ στάσις τοῦ ἁγίου Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ ἔναντι τοῦ αἱρετικοῦ Βαρλαάμ

Ответ святогорского исихаста свт. Григория Паламы Акиндину представлял собой простое письмо, с помощью которого прояснялась его позиция в отношении Варлааама Калабрийского. Разъясняя причину его достаточно строгого языка в отношении Варлаама, он говорит, что он нес ответсвенность за это, поскольку тот упорствовал в унижении достоинства Святых Отцов.



Далее свт. Григорий говорит, что хотя тот человек искуснейший в слове и ему предшествовали доблести и в отношении благородных манер он убеждает что он хорошо воспитан, но я не могу несмотря на это его не любить, но я не расположен к тому, чтобы умалчивать об истине Божией. И это потому, что я считаю человеческую дружбу, которая жертвует истиной Божией, падением.

Для проницательного по благодати Божией Паламы Варлаам виделся не как обладающий весьма сильным духом, который выводит из тьмы, но наоборот более пригодным для того, чтобы произвести в Церкви великое зло. По этой-то причине основным старанием божественного нашего Отца было вместе с непрерывной молитвой о просвещении философа и устранению в Церкви смятений, с помощью дружелюбного расположения в большого размера посланих о богопознании разъяснить его учение. Далее, после этих предварительных предпосылок было важно, чтобы похвалам Варлаама было бы дано необходимое разъяснение. Поскольку святые, несмотря на заблуждения людей, всегда взирают на них как на людей, сотворенных по образу Божию и ведут борьбу с любовью, дабы вырвать их из рабства сатаны, чтобы их передать Богу и их как уже пригодных сопричесть Церкви.

Так свт. Григорий, принося себя в жертву Богу, становится причастником Ему через молитву и созерцание. Он предпринял попытку с помощью слова его послания ниспровергнуть с одной стороны богоборческие взгляды Варлаама, с другой же – доказать ему, что он думает о нем уважительно и смиренно. Тем самым мы находим объяснение тому, почему свт. Григорий хвалит хорошие стороны, представленные заблуждающимся философом в своих силлогизмах, которые он черпает из духовной традиции, и своих отклонений.

Несмотря на остроту и резкий характер опровержений, бесстрастная душа божественного Паламы любила несчастного философа и монаха, уклоняющегося в богословии от истины. Изобличение Святителя представляло собой высочайшее служение Православию. Однако любовь оставалась непоколебленной.

После безуспешности попыток умирения, Палама, при отсутствии всякой надежды на его возвращение и исправление, был вынужден противостать злочестию Варлаама написанием трудов и назидания с помощью священных и общедоступных слов. К сожалению не существовало иного способа разрешения ситуации. По особому устроению божественного Промысла ереси фактически стали источником отвержения возрождения истинного православного духа и доведения его до сознания верующих. И Святой Отец принял на себя борьбу за Православие: с одной стороны ликвидируя еретические измышления монаха о непостижимости поставленных целей, а с другой стороны – развивая и распространяя дух монашества Восточной Церкви.

монах-геронда Феоклит Дионисиатский

Оставить комментарий