Святой Григорий Палама, Архиеп. Фессалоникский – Свет миру (1296 – 1359гг.)
St. Gregory Palamas (1296–1359) a Light for the World
Этот святой отец родом из Малой Азии, с детства воспитывался при царском дворе в Кон-стантинополе, где и был наставлен как в благочестии так и в светских науках. Позже, в юношеских годах он покинул императорский двор и подвизался на Горе Афон и в скиту в Вери. Некоторое вре-мя он провел в Фессалониках, поправляя свое здоровье пошатнувшееся от сурового образа жизни. В1341 г. он присутствовал на соборе против Варлаама Калабрийского. В 1347 г. на соборе против Акиндина единоличного с Варлаамом. Варлаам и Акиндин провозглашали, что благодать Божия имеет тварную природу. Святой же на этих соборах твердо отстаивал истинное ученье (догмат) Церкви Христовой, ясно гласящей, что божественная благодать не сотворена, но есть нетварная энергия Божия, пронизывающая, изливающаяся на все сотворенное; иначе, если бы благодать была творением, для человека было бы невозможным подлинное общение с нетварным Богом. В 1347 г. он был поставлен митрополитом в Фессалоники. Около 20 лет он по-апостольски заботился о пастве, и написал множество книг и трактатов о самых возвышенных предметах нашей веры. Прожив всего 63 года он упокоился в Господе в 1354 году. Его святые мощи находятся в соборе в Фессалониках. Служба ему была составлена патриархом Филофеем в 1368 году, когда был установлен и день его празднования. Так как труды без правой веры напрасны, то празднованием на прошлой неделе Тор-жества Православия и сегодня памятью великого защитника учения святых отцов мы определяем ( утверждаем ), что православие веры является основанием всех наших подвигов во время Поста.
(Отрывок из книги: « Жития трех столпов Православия: святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникского, святого Фотия великого, патриарха Константинопольского и святого Марка, митрополита Эфесского».
Тропарь свт. Григорию Паламе
«Православия светильниче, столпе и учителю Церкве, образе монашествующих и непобеди-мый в богословех, чудотворче Григорие, Фессалоникская похвало, провозвестниче благодати, м-литься присно ко Господу о спасении Душ наших.»)
Проповедь на Неделю свт. Григория Паламы Архиепископа Этны Хризостомоса
О. Вассиан А. Нассиф: Св. Григорий – свет миру.
Fr. Bassam A. Nassif: St. Gregory – a Light to the World
Во второе воскресение Великого Поста совершается великое празднование в благословенном граде Фессалоники, в Греции. В этот день святые мощи износят из храма и в сопровождении архие-реев, священников, моряков, полиции и тысяч верующих шествуют через весь город. Всякий уди-вится, почему до сих пор его земные останки находятся в таком благоговейном почитании? Как мог-ли его кости остаться нетленными более шестисот лет со дня его смерти? Воистину сама жизнь свя-того Григория объясняет (проясняет) нам эти чудесные факты, она свидетельствует о вдохновенных словах апостолов, что наши тела храмы Святого Духа (1Кор. 6:19) и что мы причастники божествен-ного естества (2Пет. 1:4).
Горение к вечному с юных лет.
Святой Григорий Палама родился в 1296г. Рос он в Константинополе (ныне Стамбул, Турция) во времена неспокойные как в политической, так и в религиозной жизни. Город медленно восстанав-ливался после опустошительного вторжения крестоносцев, опасность ему угрожала со всех сторон. С запада проникала проникала рациональная схоластичная философия и многочисленные попытки латинизации. С востока угрожали мусульманские турецкие захватчики.
Семья святого Григория была зажиточной. Его Отец был членом сената. После его неожиданной кончины византийский император Андроник II Палеолог (1282-1328), близкий друг семьи, оказал семье полную финансовую поддержку. Он особенно любил Григория за его незурядные способности и таланты, надеясь, что одаренный юноша некогда станет его помощником. Однако, вместо почетной службы в миру, Григорий взыскал ту благую часть, которая не отнимется у него (Лк. 10:42).
После завершения курса наук греческой философии, риторики, поэзии и грамматики – Григо-рий в возрасте всего лишь 20-22 лет последовал горячему влечению своего сердца. Как влюбленный стремится он остаться на веки с Возлюбленным и жаждет этой живой воды (Отк. 22:17) И ничто не могло разлучить его от любви Божией (Рим. 8:39) Он уходит на Гору Афон в уже существующее там монашеское общежитие. Сначала остается в Ватопедском монастыре, затем переходит в Великую Лавру. Уход Григория не был неожиданностью для его семьи, которую часто посещали священники и монахи. Родители заботились, чтобы передать детям «драгоценную жемчужину» (Мф. 13:46) Бо-гатство и образование не стали помехой, но лишь послужили к достижению спасения как прекрасное к тому средство. Венцом их образом жизни явилось то, что и мать святого Григория, и два брата, и две сестры вскоре раздали все свои земные имения нищим и вступили в различные монастыри.
Переживание духовного опыта Церкви.
На Афоне, послушник Григорий избрал себе наставником святого Никодима в Ватопедском монастыре. Этот святой молитвенник руководствовал Григория в аскетическом делании, в молитве, бдении, в посте, в постоянном покаянии и монашеском послушании. Послушник Григорий особенно прилежал сердечной молитве, известной как Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» (Лк. 18:38).
Делание Иисусовой молитвы требует одиночества и тишины соединенных с аскезой и дыха-тельными приемами именуется «исихазмом» (от греч. «исихос» означает внутренний покой мир или тишину). Те кто занимаются ею называются «исихастами». Внутренняя тишина такого рода делает нас способными улавливать божественное дыхание внутри нас. «Царство Божье внутри вас есть» (Лк. 17:21). Таким образом, молитва Иисусова затрагивает человека на всех уровнях, вовлекая и те-ло, и ум, и душу, и сердце. Исихасты писали и говорили о своем опыте. Они учили людей молится непрестанно, как и ап. Павел заповедовал делать всем христианам (1Фес. 5:17). В Молитве человек преисполняется изнутри вечной славой, божественным светом, который был виден при Преображе-нии Христа на Фаворе. Святой Григорий исихаст поясняет: « Так как в день преображения, то Тело, источник благодатного света, еще не было соединено с нашими телами, то оно просвещало извне тех, кто достойно предстоял ему и сообщало просвещение душе посредством физических глаз; но теперь, когда это Тело соединилось с нами и живет в нас, ( пребывает в нас), оно просвещает душу изнутри» (Триады I 3,38)
Иисусова молитва не является мантрой, как в восточных религиях, и не употребляется как мантра.
Прошение в молитве о «милости» рождает внутреннее покаяние и перемену (состояния ду-ши). Молитва эта употребляется в лоне Православной Церкви и соединена с Таинством Причащения, с Исповедью, с чтением слова Божьего, с постом, с любовью к ближним и т.д. Наконец молитва эта не является напрасным повторением или бормотанием, но настойчивой мольбой (Лк. 18:1) из глуби-ны сердца человека, жаждущего божественной славы, исповедующего Христа Господом и Спасите-лем со всей искренностью, смирением и верой.
Молитва сия истинна и совершенна. Она исполняет душу Божественной благодатью и духов-ными дарами. Чем плотнее и сильнее закрыт сосуд, тем лучше сохраняется в нем благовоние, так и молитва, чем чаще водворяется в сердце, тем большую приносит Божественную благодать. Через эту молитву роса Святого Духа нисходит на сердце, как и пророк Илия низвел дождь на Кормиле. Умная молитва восходит к самому престолу Божию и хранится там в золотых фиалах. Умная молитва есть свет, просвещающий человеческую душу и воспламеняющий сердце огнем любви Божией. Это – цепь связующая Бога с человеком и человека с Богом (Палама, «Гомилия о том, что все христиане должны непрестанно молиться…»). (см. Early Fathers of the Philokolia. London: Faber and Faber, 1981, 412-415).
О познании Бога
Такая молитва употреблялась с самого раннего периода христианства. Божественная благо-датная любовь заставляла исихастов откликаться на нужды людей вокруг них. Многие из них оставляли свое одиночество, чтобы служить ближним, так как «любящий Бога должен любить брата своего (1Ин. 4:21). Некоторые заботились о немощных в больницах, как святой Василий Великий в Кесарии; другие бедным, подобно святому Иоанну Милостивому в Александрии, другие же принимали у верующих их исповедь. Тем не менее, они не бросали Иисусовой молитвы и внутреннего безмолвия. И в этом смысле все христиане призваны следовать этому исихастскому деланию, ведущему к спасению.
Пусть никто не думает, мои братья христиане, что это лишь обязанность священников и монахов, непрестанно молиться, а не и мирян. Нет, нет, это – обязанность всех христиан пребывать в молитве всегда, … каждый христианин должен стараться всегда молится, и молится непрестанно… самое имя Господа нашего Иисуса Христа, непрестанно тобою призываемое, поможет тебе преодолеть все трудности, и со временем ты навыкнешь этому деланию и вкусишь, как сладостно имя Господа… Ведь когда мы сидим и трудимся руками, когда ходим, едим, пьем мы всегда можем молится умно и употреблять эту молитву, воистину угодную Богу («Гомилия о том, что все христиане должны непрестанно молиться…»)
Кроме духовного делания и ежедневного чтения писания, святой Григорий изучал труды великих Отцов, Богословов и аскетов Церкви. Как ученый основывается на фактах и данных своих предшественников, так и Григорий удивительно обобщил учение писания и Святых отцов о сердеч-ной молитве исходя из личного своего опыта.
И хотя монах Григорий в юности тщательно изучил греческую философию, она нисколько не повлияла на его взгляды в данном вопросе. Древнегреческая философия считает тело темницей души, и поэтому гнушается веществом, материей. Христиане же почитают тело, так как Христос сотворил плоть источником освящения, и вещество (воду, елей и т.д.) – средством передачи божественной благодати. В своих писаниях Св. Григорий утверждает, что человек в единстве души и тела освящен Иисусом Христом, восприявшим человеческое тело в воплощении. «Когда Бог говорит, что создал человека по Своему образу, — пишет Св. Григорий, — слово «человек» означает не только одну душу, не только одно тело, но двое вместе». В другом месте он добавил: «Таким образом, Слово Божие вселилось в Богородицу невыразимым образом и произошло через Нее, нося плоть. Он явился на земле и жил среди людей, обожив нашу природу и даровав то, « во что желают приникнуть Ангелы» (1Пет. 1:12) (Гомилия на Успение Богородицы и Приснодевы Марии)
Две замечательных пространных статьи о «Паламитских спорах» и о значительном различии понимания духовной жизни православными и латинянами.
…жажда сладости Божией, которую он вкусил в молитве увлекла праведного Григория к пус-тынническому житию в келлии вне монастыря. В 1326г. угроза турецкого вторжения принудила его вместе с другими афонитами укрыться в Фессалониках. Там он и был рукоположен во священный сан.
Став священником, Григорий не оставил своих духовных подвигов и исихазма. Большую часть недели он проводил наедине в молитве. В конце недели он служил божественную литургию и говорил проповедь. Он заботился о молодежи, призывая их к обсуждению духовных вопросов вместе с ним. Отец Григорий не касался отвлеченных философских тем, но лишь христианской веры, переживаемой в молитве. Он стремился проповедовать исключительно о христианской жизни, которая более привлекательна и значима для юных.
Вскоре многие из его духовных чад выразили желание жить по-монашески. И тогда в без-молвной части Вереи, возле Фессалоник, он основал небольшое общежитие монахов, которым и руководствовал на протяжении пяти лет. В 1331 году святой удалился на Афон и жил уединенно в Скиту Св. Саввы. В 1333 году его назначили игуменом монастыря Есфигмен в северной части Святой Горы. В 1336 году он вернулся в Скит Святого Саввы, где и посвятил себя целиком богословским трудам, продолжая их и в будущем до концы своей жизни.
Вместе с тем, в 1330 происходили такие события в жизни Восточной Церкви, которые поставили Григория в число самых выдающихся учителей православной духовности.
Вызов рационализма
Около 1330 года известный монах Варлаам прибыл в Константинополь из Калабрии, Италия. Он был знаменитым ученым, искусным оратором, прославленным христианским учителем. Варлаам посетил Гору Афон и познакомился с исихазмом.
Варлаам ценил образование и ученость гораздо выше созерцательной молитвы. Посему он был убежден, что монахи на Горе Афон лишь тратили свое время, пребывая в созерцательной молитве, тогда как им следовало бы учиться. Он высмеивал аскетические труды и жизнь монахов, их образ молитвы, их учение о нетварном свете, переживаемом исихастами. Опровергая традиционную позицию Церкви, что «богослов – это тот, кто молиться», Варлаам спрашивал: «Как можно достигнуть человеку внутреннего общения с Богом посредством молитвы, ведь Божество трансцендентно и «пребывает в неприступном свете?» (1Тим.5:16) Никто не может постигнуть сущность Бога!» Варлаам был убежден, что Бога можно постичь только через философское, рассудочное знание, или другими словами, рационально. Слова Варлаама были не просто вызовом для некоторых монахов. Они противоречили опыту всей Церкви в целом. В уме Варлаама имелось немного логических (доказательств) аргументов, но сердце его было холодным. Но ведь жизнь с Богом не есть лишь отвлеченное знание, а и живой опыт. Наш живой Бог не может быть представлен и описан лишь научно, о Нем следует говорить из опыта. «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял Писание?» (Лк. 24:32)
Путешествие по Св. Горе и от Фессалоник до Константинополя, Варлаам сталкивался с монахами, однако, отказываясь испытать их способ бдения, молитвы, поста, и не принимая их духовного опыта. К сожалению, многие монахи восприняли его доводы и перешли на его сторону. Обманувшись мнением, что живая вера – это исключительно рациональное знание, Варлаам начал вести на-стоящую войну против аскетов подвижников.
По просьбе афонских монахов, святой Григорий ответил сначала устным увещанием. Однако, видя безрезультатность такой попытки, он изложил богословские положения письменно. Так появились «Триады в защиту священнобезмолствующих» в 1338г.
Св. Григорий Палама решительно говорил также против папства и ереси «филиокве». В своем труде («Триады»), св. Григорий излагает православную догматическую основу аскетической жизни и исихазма – понятия, совершенно чуждые латинскому учению.
Свт. Григорий жестко говорил против Римского папы и ереси Filioque. В его труде «Триады…» свт. Григорий дает догматическое основание для аскетической жизни и исихазма – концепции совершенно чуждой латинским догматам и схоластике
Присутствие Бога в молитве
В своих «Триадах», Палама выражает опыт Церкви в логических понятиях, имеющих основа-ние в Св. Писании и трудах Отцов. Отвечая на вопрос, как возможно человеку познать трансцендентного и неведомого Бога, он проводит различье между знанием Бога в Его сущности, природе и знанием Бога в Его энергиях, действиях или средствах, через которые он действует.
В частности, он делает сравнение Бога с солнцем. Солнце имеет лучи, Бог имеет свои энергии (среди которых благодать и свет). Своими энергиями Он изменяет творение и обоживает его, т.е. Он преисполняет новые творения Своими энергиями как вода пропитывает губку. Эти действия или энергии Божии являются подлинным откровением Самого Бога человечеству. Так Бог непостижим и неведом по природе, по сущности, но познаваем в энергиях. Именно через Свои действия, исходящие из Его Любви, ко всему творению, Бог входит в прямое и непосредственное общение с человеком, в личностное предстояние твари Творцу.
К 1340 г. афонские подвижники с помощью св. Григория составили всеобщий ответ на нападки Варлаама, так называемый Святогорский Томос. Так как горячие споры разгорались повсеместно по храмам, то в Константинополе был собран собор в1341г. Перед лицом стен епископов и монахов Св. Григорий Палама дискутировал с Варлаамом в залах Великого Собора Святой Софии. 27 мая 1341 года собор утвердил позицию Св. Григория Паламы о том, что Бог, неприступный по Сущности, открывает Себя в энергиях, изливающихся на тварный мир. Учение Варлаама осуждено как еретическое, а сам он был анафематствован и вернулся в Колабрию.
Второе Торжество Православия
Но полемика паламитов с варлаамитами еще далеко не закончилась. В дело вмешалась политика, и политики использовали спорный религиозный вопрос как угрожающее орудие против тех, кто поддерживал Паламу. Великая сумятица привела к пяти следующим друг за другом соборам. Одним из весьма многих ученых, отстаивавших взгляды Варлаама, был монах Акиндин, болгарин, написавший ряд трактатов против Св. Григория. Другом Акиндина был император Андроник III Палеолог (1328-1341), которого опасался сам патриарх Иоанн ХIV Калека (1341-1347) и потому поддерживал Акиндина, считая виновником всех беспорядков и смущений в Церкви свят. Григория. Он продержал св. Григория в темнице четыре года. В 1347г. на патриарший престол взошел Исидор (1347-1349), друг святого Григория. Он освободил Григория и рукоположил в архиепископа Фессалоникского.
В 1351г. состоялся последний шестой собор для решения этого острого спорного вопроса в церкви. Влахернский Собор торжественно утвердил православность учения Паламы анафемствовал, отлучив от общения, противящихся ему. Анафематизмы собора1351г. были включены в чин Торжества Православия в Триоди. Этот собор стал считаться Вторым Торжеством Православия (первое – восстановление иконопочитания). Позже, память Св. Григория Паламы стала праздноваться в церкви во вторую неделю Великого Поста.
Заключение в темницу мусульманами
Этим страдания за церковь св. Григория не Закончилось. Вновь из-за западных политических влияний жители в городе Фессалоники разделились по тому же, уже решенному собором вопросу. Они далеко не сразу приняли св. Григория как архиепископа, так что он был вынужден жить в разных местах. Во время одного из его путешествий в Константинополь, византийское судно на котором он плыл попало в руки турецких мусульман. Они взяли архиепископа Григория в плен, но проявили к нему снисхождение. Так в неволе св. Григорий проповедовал христианство узникам и даже имел прения с мусульманами, пленившими его. Его любовь и уважение к каждому человеку восхищали его захватчиков, и вынуждали их относится к нему с почтением. Через год св. Григория выкупили и возвратили в Фессалоники.
Православие и канонизация его
Св. Григорий был живым Евангелием, Бог дал ему дар исцеления, особенно в последние три года его жизни. Накануне перехода из сей жизни ему явился св. Иоанн Златоуст; почил св. Григорий Палама в Господе 14 ноября, 1359. В разное время его жизни ему являлись и Божия Матерь, и ап. Иоанн Богослов, св. Димитрий, прп. Антоний Великий, свят. Иоанн Златоуст, и Ангелы Божии. Спустя 9 лет по преставлении Константинопольский собор, возглавляемый патр. Филофеем (1354-1355, 1362-1376),признал святость Григория Паламы. Патриарх Филофей лично составил житие и службу святому.
Когда мы слышим на великопостной литургии Преждеосвященных Даров слова: «Свет Хри-стов просвещает всех» , будем помнить призыв осиянного этим Светом Григория к непрестанной молитве и аскетическим подвигам, чтоб мы воистину просветились светом Воскресения.
Перевод для Палама.ру
http://orthodoxword.wordpress.com/2010/02/28/st-gregory-palamas-1296–1359-a-light-for-the-world/