IX Вселенских Соборов Православной Церкви
Οἱ 9 Οἱκουμενικές Σύνοδοι τῆς Ὀρθοδόξης Ἐκκλησίας
У христиан имеется несколько различных видов Соборов. Есть Апостольские, Вселенские, Поместные и Межправославные. Все они обладают тем же авторитетом, поскольку Церковь признает их как законные. В этой статье мы ознакомим со Вселенскими Соборами Церкви.
Церковь Христова высказывается соборно. С самого начала и до сего дня. Однако с того момента, когда Римская империя заключила в свои объятия Церковь, и её соборные определения стали законами государства, они приобрели понимание как «Вселенские Соборы».
Вселенским Собором является такой, который:
- Был созван императором Римской империи в пределах ойкумены (pax Romana, те. римского мира), но реально имели всехристианский характер.
- Его решения были всецело приняты Православной Церковью во всем мире, она носят вневременной характер.
- Его решения сформулированы богодухновенными мужами.
- Его решения подписаны патриархами римской империи.
- Они занимались важными богословскими вопросами.
Далее мы в сжатом виде ознакомим со Вселенскими Соборами Церкви Христовой, оставляя аналитические описания соборов для других специальных статей.
I Вселенский собор: в 325г. состоялся в Никее Вифинской. Он был созван императором Константином Великим. В нем приняло участие 318 епископов. Он занимался богохульным учением пресвитера Ария, что якобы Сын и Бог Слово является творением и не единосущен (ὁμοούσιος) Отцу. Собор установил правило для празднования пасхи. Тогда было начато написание Символа веры.
II Вселенский собор: 381г. в Константинополе. Он был созван императором Феодосием Великим. В нём приняло участие 150 епсикопов прαвославных и 36 македониан-духоборов. На нём председательствовал свт. Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Вновь был осуждён Арий и ересь Македония, которая учила о том, что Святой Дух является Божьим творением, по этому они и названы «пневмотомахами-духоборами».
III Вселенский собор: 431г. в Эфесе. Он был созван императором Феодосием II. Этот собор рассматривал вероучение Нестория в храме Богородицы в составе 200 епископов. Собор осудил Нестория, епископа Константинопольского, и принял догмат, что Пречистая Дева может именоваться Богоматерью (Θεοτόκος).
IV вселенский собор: 451г. в Халкидоне Малоазийском. Заседали 630 епископов. Был созван императором Маркианом и императрицей Пульхерией. На соборе было осуждено монофизитство.
V Вселенкий собор: проходил с 25 мая по 21 июня 553г. при 165 отцах. Он был созван императором Юстинианом и императрицей Феодорой. Собор осудил Оригена, несторианство, монофизитство, северианство и другие ереси.
VI Вселенский собор: в 680г. в Константинополе. Он был созван императором Константином Пагонатом. На соборе присутствовало от 150 до 289 епископов. Он осудил ересь монофелитства. Этот собор утвердил, что Христос обладает и Божеской и человеческой волей, которая подчиняется Божественной.
VII Вселенский собор: 787г. в Никее Вифинской в храме святой Софии. Об был созван императором Константином и его матерью императрицей Ириной Афинской. На нём приняло участие 367 отцов. Он утвердил почитание икон, анафематствуя иконоборчество и осуждая идею изобразимости видимой Троицы. На соборе было изложено богословие об изображении Христа и святых как о том, что мы можем видеть.
VIII Вселенский собор: 879-880 гг. в Константинополе. Он был созван императором Василием Македонянином. На нём председательствовали тогда православный Римский папа Иоанн VIII (872-882) и патриарх Константинопольский, Нового Рима, свт. Фотий Великий (858-867, 877-886). Собор утвердил решения VII Вселенского собора, осудил Filioque, которое тогда ещё только начинало вводиться. Осудил еретические соборы Карломангов во Франкфурте (794) и Аахене (809).
IX вселенский собор: 1341г. Он догматствовал о нетварной сущности и нетварной энергии Бога, и в тоже время об исихазме, осуждая еретика Варлаама Калабрийца. То есть этот Собор занимался богословскими вопросами, был созван императором, (Соборный Томос 1341г.) на котором принял участие богоносный свт. Григорий Палама, и его решения были приняты всей Церковью. Таким образом этот собор имеет достоинство Вселенского собора.
Эти вышеназванные девять Вселенских Соборов, были изданы как римские законы и подписаны императором, поскольку прежде их деяния были подписаны пятью римскими Патриархами, их митрополитами и епископами. Император созвал эти Вселенские Соборы при соучастии пяти патриархов Римской империи: а) Старейшего Рима б) Константинопольского и Нового Рима, в) Александрийского, г) Антиохийского, к которым был в 451г. причтен д) Иерусалимский. Достоин внимания IX Вселенский собор 1341г, деяния которого были подписаны только четырьмя римскими-ромейскими патриархами и утверждены римским императором. Сегодня среди пяти патриархов отсутствует патриархия Старейшего Рима, которая была захвачена насильно франками, лонгобардами и германцами при поддержке норманнов. Он испытал сильное нападение, которое началось в 983г и завершилось в 1009-1046гг. После 1045г. Римские папы, кроме Бенедикта X (1058-9), более никогда не были римлянами, но членами франко-латинской аристократии, которая поработила римское население страны.
После падения Римской империи в 1453г. четыре римских Патриархии: Константинопольской и Нового Рима, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской и далее созывали соборы с помощью которых продолжали традицию Вселенских Соборов. Единственная причина, по которой они не именовались «Вселенскими», является довольно простой, потому что это имя означает «Императорский» (Αὐτοκρατορικές), то есть решения этих Соборов становились частью Римского права. С другой стороны, решения римских Соборов после 1453г. составляют часть церковного права, но не являются более частью императорского права. Не существует более Римской империи, и нет более римских императоров, чтобы издавать римские законы. То есть эти девять Вселенских соборов составляли одновременно и церковное законодательство и римское. Соборы, которые собирались после 1453г. являются частью церковного права и не с меньшим авторитетом нежели Вселенские соборы, несмотря на фантазии современных православных, которые оказались под влиянием русского Православия Петра Великого.
Итак, сегодня есть ещё православные, которые сами для себя открывают Церковь девяти Вселенских Соборов. Многие не читающие православные христиане не знают ни VIII, ни IX Вселенских соборов. VIII Вселенский собор 879г. осудил тех, кто «добавляет» или «убавляет» что-либо из Символа веры 381г., а также и тех, которые не приемлют учение о святых иконах VII Вселенского собора. Франки, которые им осуждаются, до сих пор не обращаются, не осознавая того, что им дана возможность для пересмотра их взглядов.
IX Вселенский собор 1341г. осудил платоновский мистицизм Варлаама Калабрийского., который пришёл с Запада в качестве прозелита в Православии. В действительности же отрицание платоновского типа мистицизма было традиционным деянием Святых Отцов.