Святитель Григорий Палама: 650 лет со дня его кончины (1359-2009)
Священная митрополия Вереи и Наусы в Верии с 18 по 20 декабря проводит Международную Научную Конференцию на тему «Святитель Григорий Палама: 650 лет со дня его кончины (1359-2009) – причисление к лику святых членов святой семьи-родных Паламы»
Η Ιερά Μητρόπολις Βεροίας και Ναούσης διοργανώνει στη Βέροια από 18- 20 Δεκεμβρίου Διεθνές Επιστημονικό Συνέδριο
με θέμα: «ΑΓΙΟΣ ΓΡΗΓΟΡΙΟΣ Ο ΠΑΛΑΜΑΣ: 650 ΕΤΗ ΑΠΟ ΤΗΝ ΚΟΙΜΗΣΗ ΤΟΥ (1359 – 2009) – ΑΓΙΟΚΑΤΑΤΑΞΗ ΤΩΝ ΜΕΛΩΝ ΤΗΣ ΑΓΙΑΣ ΟΙΚΟΓΕΝΕΙΑΣ ΤΩΝ ΠΑΛΑΜΑΔΩΝ».
Согласно программе проведения Конференции церемония открытия состоится в пятницу 18.12 в 9.00 утра в Αντωνιάδειο Στέγη Γραμμάτων και Τεχνών дима Верии, в то время как открытие работы Конференции огласит Преосвященнейший Митрополит Савастийский кир Димитриос, представитель Фессалоникского университета и Вселенской Патриахии, в тоже время будут присутствовать представители Патриархатов, автокефальных Церквей и Университетской корпорации, cогласно сообщению церковном информационному агентству Romfea.gr.
Далее мы представим лишь список некоторых докладов, которые будут прочитаны во время Конференции в разные дни:
-
Поч. профессор Фессалоникского университета (далее АФУ) Антониос Пападопулос «Исихазм и умная молитва в святой семье Григория Паламы»,
- Поч. профессор АФУ господин Георгий Мантзаридис «Палама у Софрония: святой Григорий Палама в богословии старца Софрония».
- Доктор богословия и символики Педагогического института кир Ставрос Янказоглу «Григорий Палама и Николай Кавасила. Синтез мистической и аскетической жизни в православном предании»,
- Поч. профессор АФУ господин Георгий Мантзаридис «Палама у Софрония: святой Григорий Палама в богословии старца Софрония».
-
Протопресвитер Николай Людовикос, профессор Высшей Церковной Академии Фессалоник «Современные прения между правослаавными и инославными об учении Паламы о нетварности Божествненных энергий»,Преосвященнейший митрополит Эдессы, Пеллы и Алмопии кир Иоиль «Духовная брань и святость: святой Григорий Палама как образец духовного человека в песненных последованиях в его честь»Поч. профессор Фессалоникского университета (далее АФУ) Антониос Пападопулос «Исихазм и умная молитва в святой семье Григория Паламы»,
- поч. профессор АФУ господин Георгий Мантзаридис «Палама у Софрония: святой Григорий Палама в богословии старца Софрония».
- Доктор богословия и символики Педагогического института кир Ставрос Янказоглу «Григорий Палама и Николай Кавасила. Синтез мистической и аскетической жизни в православном предании»,Протопресвитер Николай Людовикос,
- профессор Высшей Церковной Академии Фессалоник «Современные прения между правослаавными и инославными об учении Паламы о нетварности Божествненных энергий»,
- Преосвященнейший митрополит Эдессы, Пеллы и Алмопии кир Иоиль «Духовная брань и святость: святой Григорий Палама как образец духовного человека в песненных последованиях в его честь»
Праздничное богослужение будет совершено следующим образом:
В субботу 18.12 в 18.00 будет совершена праздничная Вечерня в главном храме священной обители сита Честнаго Предтечи в Верии.
В воскресенье 20.12 в 7.00 в священном храме Антония – хранителя города Вереи будет совершена утреня и Божественная литургия архиерейским чином, возглавляемая Блаженнейшим Ахиепископом Афинским и всей Эллады ки Иеронимом.
По окончании которой будет совершено прославлении в лике святых членов семьи свт. Григория Паламы. Речь идет о св. Феодосии, св. Епихарии, св. Феодотии, св. Калли, св. Константина и св.Макария, которые жили и подвизались в области Верии.
В своём Окружном послании митрополит Верейский кир Пантелеимон в частности отметил, что свт. Григорий Палама в течение достаточного времени, как известно, подвизался в монашеском подвиге в Скиту Вереи и до сих пор в нем сохраняется пещера, где подвизался святой угодник Божий. За ним последовали и его родители Константин и Кали, а также четверо сестер.
Сам свт. Григорий в Верии пришел в Верею в 1325г., куда он ушел со Святой Горы Афон по причине частых нападений турок. На Святой Горе свт. Григорий подвизался в монашеском подвиге с 1316г., придя туда в возрасте 20 лет: сначала под руководством старца Никодима близ Ватопедского монастыря, затем в Лавре прп. Афанасия, а с 1323г в подвизался в пустыне Глоссия.
В г. Верею свт. направился и из любви к ап. Павлу, который в этом городе проповедовал и основал церковь. Здесь свт. Григорий продолжал вести строго подвижнический образ жизни. «Пять дней в неделю, затворившись в тесной келье-пещере, находившейся на склоне заросшей густыми зарослями скалы над горным ручьем, он предавался умной молитве. В субботу и воскресенье он выходил из своего уединения для участия в общем богослужении, совершавшегося в монастырском кафоликоне». (игумен Дионисий (Шленов). Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение. Источник: Портал Богослов.Ru.)
В своём Окружном послании митрополит Верейский кир Пантелеимон в частности отметил, что «свт. Григорий Палама в течение достаточного времени, как известно, подвизался в монашеском подвиге в Скиту Вереи и до сих пор в нем сохраняется пещера, где подвизался святой угодник Божий. За ним последовали и его родители Константин и Кали, а также четверо сестер. Его сестры Макария, Феодосия, Епихирия и Феодотия жили и подвизались в монашеском подвиге в Скиту Вереи под руковожством свт. Григория Паламы». (газета Λαός 15/ 12/ 2009)
Комментарий Православного Апологета:
Мы испытываем глубокую духовную радость за то, что в Верии проходит такая представительная Конференция, приуроченная к 650-ей блаженной кончине одного из величайших отцов Церкви, защитника и поборника Православной веры и православного монашества. Мы рады, что на этой конференции будет зачитан доклад игумена Дионисия (Шленова), доцента Московской Духовной Академии на тему «Учение свт. Григория Паламы в России». Мы надеемся, что данный доклад о. Дионисия будет еще одним существенным шагом на пути действительного возрождения почитания свт. Григория Паламы в России. Ведь в России до сих пор не существует ни одного храма, ни одного придела в честь этого «светильника Православия и Церкви утверждения» (Тропарь Святому). День памяти блаженной кончины свт. Григория , который хотя и совпадает с память св. апостола Филиппа, но, тем не менее, даже в святых монастырях РПЦ не празднуется. С точки зрения церковного сознания такое положение и такое отношение к свт. Григорию Паламе не только странно, но оно приводит к другим, еще более печальным выводам. Мы полагаем, что главной причиной отсутствия правильного и глубокого почитания свт. Григория в РПЦ – это активный процесс обмирщения церковной и монашеской жизни, сознания, чрезмерный разворот к социальному служению и погоней за внешними делами в ущерб существенному сокровенному деланию и работе над сердцем.
Читателям нашего сайта мы хотели бы напомнить, что почитание свт. Григория Паламы в России было распространено фактически сразу же после канонизации Фессалоникийского архипастыря благодаря свт. Киприану, митрополиту Московскому, сподвижника ближайшего ученика свт. Григоия свт. Филофея Коккина. Кроме того, исихазм, как суть монашеского делания, был распространен стараниями прп. Сергия и его ближайших учеников по всем монастырям Русской митрополии. Делателем исихии был и известный собеседник и друг прп. Сергия свт. Алексий, митрополит Московский. Напомним, что именно с насаждением в Русской Церкви принципов монашеской исихии самым непосредственным образом связан и духовно-политический расцвет Русского государства. Это исторический факт, который неопровержимо свидетельствует о том, что путь исключительно внешнего социального служения, не основанного на внутреннем делании, святоотеческом учении о первоочередности очищения души и сердца от страстей, является наисерьезнейшей ошибкой. Превращение же церковной жизни в чисто административные отношение между иерархией и паствой – это путь Римо-Католической церкви, которая превратилась в политическую организацию и государство Ватикан, не являясь в сущности Церковью.
Поэтому знакомство с учением и трудами свт. Григория Паламы, который раскрыл суть православной духовной жизни и православного богословия, обрисовав его глубоким и емким термином обожение, в наше время активной секуляризации церковного сознания является одной из первоочередных задач.
С нашей стороны, мы будем прилагать наши немощные силы к тому, чтобы появились доклады данной конференции на страничке нашего сайта.