Важность учения свт. Григория Паламы
The importanse of the teaching of st. Gregory Palamas
Преосвященнейший митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей (Влахос)
В наши дни появилось множество изданий трудов свт. Григория Паламы, точно также существует и много научных трудов, которые посвящены его жизни и учению. Это особое Божие благословение нашего времени. Хотя свт. Григория жил в XIV столетии, однако он очень многое может сказать и нашему времени, поскольку, как мы знаем, те же философские, богословские и даже социально-общественные течения, которые преобладали в его время, также преобладают и в наше время. XIV столетие в общем было продолжено в XX столетии. Вот почему дикуссия, которая возникла между свт. Григорием Паламой и философами того времени представляет большой интерес и сегодня. Она может многому научить современного человека.
Мы должны также указать на большое значение свт. Григория для Православия как на явление победы и триумфа истинной веры, монашества и Святой Горы.
Для Православия
Мы можем вполне ясно увидеть то большое значение учения свт. Григория Паламы, которое оно имеет в таком важном вопросе как эпистимология. Когда мы говорим об эпистимоглогии, мы понимаем под этим словом познание Бога, и если быть более точным, мы понимаем под ним путь, к которому мы стремимся для того, чтобы достичь познания Бога. Ситуация во времена свт. Григория Паламы было таково, что Православие пребывало в уничиженном положении: оно становилось обмирщенным и изменялось либо в пантеизм, либо в агностицизм. Пантеизм верил и учил, что Бог в своей сущности пребывает во всей природе, и если когда мы смотрим на природу, то мы тем самым обретаем познание Бога. Агностицизм верил и учил, что для нас совершенно невозможно знать Бога, в частности потому, что Он есть Бог. Человек же ограничен, и поэтому, в целом, человек неспособен достичь реального познания Бога.
Перед лицом этой огромной опасности свт. Григорий развил фундаментальное учение Церкви, касающееся невидимого таинственного различения между сущностью Бога и Его энергией. Мы должны подчеркнуть, что это не собственное учение свт. Григория Паламы, но учение Православной Церкви, и поэтому это богословие не может быть названо «Паламизмом». Многие Святые Отцы упоминали в своих творениях о существовании различия между сущностью и энергией. Мы находим это в Библии, у первых мужей апостольских, у отцов Каппадокийцев, и, в особенности, у свт. Василия Великого и у такого великого догматиста богослова как прп. Иоанн Дамаскин. Свт. Григорий Палама, благодаря его выдающимся богословским способностям, развил далее это уже существующее учение и проложил дальнейший путь для его практического применения.
Весьма характерным является то, что это различие стало замечаться и отмечаться во время споров о Святом Духе. Калабрийский философ Варлаам утверждал, что мы не можем знать чем является Святой Дух, в особенности что касается Его исхождения и Его послания через Сына. Перед лицом нависшей опасности агностицизма свт. Григорий Палама учил, что действительное исхождение Святого Духа от Отца является совершенно отличным от того, что Он посылается Сыном. Итак, поскольку мы не знаем сущности Святого Духа, мы знаем только Его действие-энергию.
Вся духовная жизнь является результатом и плодом действия-энергии Святого Духа, но мы можем знать и быть причатными Его энергиям. Как великий богослов догматист прп. Иоанн Дамаскин учит, что мы можем созерцать три единства: единство в сущности Трех лиц Святой Троицы; единство в субстанции, в лице Христа между божественной и человеческой природами; и единство по энергии, между Богом и человеком. В данном случае свт. Григорий сохранил истинное учение Церкви. Если во времена свт. Афанасия Великого, человек сомневался в божестве Христа, во времена свт. Григория Паламы имелись сомнения относительно божественных энергий. Говорилось, что Его энергии являются тварными. Более того в песнопении Святителю мы поем: «Православия светильниче, Церкве учителю и утверждение, монашества доброто, богословов необоримый поборниче…»
Для монашества
Учение свт. Григория Паламы, архиепископа Фессалониского также имеет большое значение и для монашества. В тропаре свт. Григория Паламы мы поем: «монашества доброто». В его время философы, которые были последователями Варлаама, сомневались в ценности монашества и монашеского образа жизни, в особенности в так называемом исихазме. В следствие чего существовала сложность для богословского восхождения. Варлаам утверждал, что разумная часть человека, с помощью которой он может познавать Бога, это рассудок, и что рассудок и только он является оружием с помощью которого возможно достижение познания Бога. То есть он пришел к заключению, что греческие древние философы, которые придавали большое значение использованию разума, достигли великого познания Бога и такого же как пророки, которые, взирая на внешние вещи, имели откровения и видения. Он чрезмерно выделял и подчеркивал ценность философов в противоположность пророкам, ценность человеческого мысли в противоположность видению Нетварного Света, который видели три Апостола на горе Фавор. Таким образом, возникло реальное смущение в православном и традиционном монашестве. Если же учение Варлаама было правильным и получило бы успешное развитие и преобладание в Церкви, то предпочтение было бы отдано рацио и философии, а традиционное монашество было бы в пренебрежении, и мы бы пришли к агностицизму. Но свт. Григорий Палама в своём учении показал, что пророки а Апостолы были выше философов, поскольку не разум является орудием для достижение познания Бога, но сердце в его бибилейском смысле: что Бог не открывался через человеческие рассуждения, но открывает Самого Себя в человеческом сердце, и что реальным путем познания Бога является путь безмолвия-исихазма, который описан в Священном Писании и который опытно познали все Святые. Тем самым он вполне ясно показал, что монашеский образ жизни, как он и говорит, метод молитвы, которому они следовали, ведет к истинному познанию Бога.
Характерным является то, что первым из трудов свт. Григория Паламы , который также является одним из главных, был труд «В защиту священно-безмолвствующих». Он разделяет его на три темы-главы, которые уже в то время имели большое значение. Одним из наиважнейших предметов из учений, который стоял открыто – это являются ли философы выше прорроков и являются ли философы реальным путем для познания Бога. Следующим вопросом является умная молитва, а в связи с этим оказывается непосредственно связан и третий вопрос о Нетварном Свете. Решающим богословским взглядом стало разъяснение того, что Свет, видимый святыми, является нетварным. Поэтому необходимо сказать, что этот Свет есть творение, но это несозданная энергия Бога. Основой этих письменных творений является традиционное православное монашество, и поэтому оно и было названо «О святых исихастах». (О священно-безмолвствующих) То есть мы тем самым можем видеть большое значение учение свт. Григория Паламы о монашестве.
Для Святой Горы Афон
В то же время учение свт. Григория Паламы имеет большую важность и значение для Святой Горы. Он жил на Святой Горе, опытно познал ее жизнь и затем стал ее выразителем. С помощью своих творений свт. Григорий показал, что Святая Гора является местом жизни, и, более того, путем жизни. Святая Гора выражает православную традицию, это выражение жизни является тем, которое существует в Православной Церкви. Так мы можем увидеть его великое значение и для Святой Горы.
В самом начале мы сказали, что эпоха свт. Григория Паламы имеет параллели с нашим временем. Это очень важно, и мы это особенно хотели бы подчеркнуть.
Мы прежде всего видим, что поиски человеком Бога возрастают с каждым днем. Многие люди прилагают все усилия для того, чтобы отыскать и обладать действительным знанием Бога. Некоторые, если они не находят истинного пути познания Бога, охладевают и приходят к отвержению Бога. Другие же, несмотря на то, что ищут истинного Бога, находят разнообразных идолов Бога, которым они и поклоняются. Поэтому и даже в наше время идолопоклонство имеет преобладание.
Далее мы хотим заметить, что даже среди православных христиан существует две тенденции. Люди, как оказывается, разделены на две большие категории.
Первая категория включает в себя тех, которые могут быть справедливо названы последователями Варлаама, которые отдают приоритет рассудку и главным образом зависят от людей. Они верят, что именно это тот путь, который разрешит их многочисленные проблемы, включая конечно же, а он в принципе и является одним из главных, познание Бога.
Другая категория включат в себе тех, кто, согласно свт. Григорию Паламе, поставляет свое сердце в центр духовной жизни, сердце в полном смысле этого слова в его библейско-патристическом контексте традиции. Они следуют методу, которому следовали все святые нашей Церкви. Они заслужили особого внимания потому, что удостоились достичь истинного Бога, и конечно же, истинного общения с Богом.
Таким образом, сегодня существует два больших течения, два пути жизни. И поскольку Церковь признает свт. Григория Паламу великим богословом, а его учение учением Церкви, то мы призваны к тому, чтобы следовать этим путем.
Все те, которые следуют этому пути они будут жить жизнь и учение Святого, истинный жизненный путь и богословие свт. Григория Паламы, которое в действительности является богословием Церкви. Когда мы следуем учению свт. Григория, тогда мы можем разрешить многие существенные проблемы, которые нас беспокоят.
©перевод Палама.ру, 2010
11 глава из книги митрополита Иерофея Влахоса SAINT GREGORY PALAMAS AS A HAGIORITE