Три вида атеизма (ΤΡΙΑ ΕΙΔΗ ΑΘΕΪΑΣ)

Архимандрит Мелетий Ап. Вардаханис

Свт. Григорий Палама (1296-1359), архиепископ Фессалоникийский в своём письме к «благоговейшешему монаху кир Дионисию» ( «Τὸν εὐλαβέστατον μοναχὸν κὺρ Διονύσιον Ε.Π.Ε.4, 404) пишет, что существует три вида атеизма.

  1. Разностороннее заблуждение элиннствующих философов.

Они считают то, что Бог не существует, а существуют только чувственные удовольствия (Эпикур), или существуют некие вещественные элементы (Эмпедокл, Гераклит, Анаксимен, Демокрит), или же что существует некая полная непостижимость сущностей всего во всем и господствующее положение занимает суждение (Ксенофан Колофоннский). Либо же у них существует некое понятие о Боге, но весьма смутное (Сократ, Платон). Еретик Варлаам, которому к счастью противостал свт . Григорий Палама, принадлежит к этой первой категории атеизма, поскольку он утверждал, что нетварная сущность Бога не отличается от нетварной энергии. Однако он, который отождествляет сущность и энергию, согласно св. Иустину Философу и мученику и другим Отцам, разделяет Божественную сущность. Поскольку то, что не обладает некоторой энергией, не существует, не является чем-то.

  1. Разветвленное и разнообразное заблуждение еретиков

Некоторые считают Отца нерождающим (иудеи), другие Его считают Сыном-Отцом (Савеллий, который учил, что Отец, Сын и Дух Святой являются единой ипостасью и просто носят различные имена, или носят различное обличье во времени), другие Его считают нетварным Отцом тварного Сына и Духа (Арий, Евномий, Македоний), а другие другое. Все они ни в чем не отличаются от атеистов. Они разрушают троичность Бога и божественную природу Сына и Духа Святого. Они завидуют Варлааму и Акиндину, которые с одной стороны отождествляют нетварную сущность и нетварную энергию, как мы уже говорили ранее, а с другой стороны — в отношениях Бога с человеком учат о тварности энергии. Тем самым они сделали Бога тварью, поскольку приняли учение о тварной энергии, поскольку появляется природа, называемая отцами.

  1. Дабы избежать всякого упоминания всех догматов о Боге.

Этот вид атеизма недалеко отстоит от предыдущей лукавой диады. Но этим занимаются богословы и клирики и оно не относится к тому, что с трудом укладывается к голове многих людей. Они не изъясняют богословие святых Отцов тем, которые его не понимают. Они отговариваются тем, что богословие недоступно и не постижимо для большей части мирян. Однако, если даже умалчивать о догматическом учении, то разрушается догматическая ограда нашей Церкви, и тем самым лишь вторгается яд еретического учения. Еретики боятся и досадуют на распространение догматического учения Православия в целом. Поскольку тем самым рушится личина добродетельности и благочестия, в которую они облекаются.

Итак, первый вид атеизма состоит в том, что не существует Бог. Второй , что Он существует, но Он не непогрешим. Третий вид состоит в недостаточном представлении того, что есть образ Божий.

О всех их говорит свт. Григорий Палама в своём известном догматическом письме благочестивейшему монаху Дионисию. И теперь, если бы они, эти три вида атеизма, появились в нашу эпоху, то можно было бы сделать некоторые сопоставления с тем, что происходило в эпоху свт. Григория Паламы.

С начала 20 столетия появляются некие попытки между христианами различных «церквей» вступить в некий контакт для того, чтобы когда-то им вновь соединиться. В этом стремлении приняла участие и Православная Церковь. Начался так называемый межхристианский или экуменический диалог. При этом имеется множество различий между конфессиями и конечно же серьезных. Было бы очень трудно найти точки соприкосновения. Начались трения и процесс поляризации. Для того чтобы продолжать диалог был отменен догматический диалог и он стал диалогом любви. Начался процесс некоего догматического минимализма, то есть ведущие диалог довольствовались минимумом догматических положений по которым они имеют согласие, для того чтобы стать едиными и принять догматическое своеобразие других. Была предложена «теория ветвей», которая заключается в том, что мы имеем общий корень и мы составляем различные ветви одного и того же дерева. Также была предложена и теория «совместимости», то есть что Церковь может содержать различные виды христианства. Межхристианский диалог позже, по политическим причинам, дипломатическим, национальным, нуждам, глобализации, развился в межрелигиозный, и на первом этапе диалог проводился с монотеистическими религиями. За великое деяние рассматривается вера в единого Бога мусульман и иудеев. Но «богословские» венцы продолжают увеличиваться. Все религии ведут к тому же Богу. Все служит человеку. Все обладают в своих религиях некой истиной. Так начались проводиться межрелигиозные встречи с религиями разных видов и не появлялоось никакой необходимости в монотеистических религиях. И это соскальзывание не имеет конца!

И возникает вопрос: куда же нас ведут? Неужели мы забываем, что Христос является Светом миру (Ин.8, 12), и разве существует какой-то иной реальный и истинный Бог? Неужели мы забываем, что «бози язычников суть демоны» (Пс. 95,5)? Неужели мы забываем, что идолопоклонника Корнилия сотника (Деян. 10), который был благочестив и жил в посте, творя милостыню и совершая молитвы, Христос не оставил в его религии. Он даже не сказал, что поскольку ты имеешь святую жизнь, то спасешься, независимо от того, что он является идолопоклонником. Но Он послал ему ангела, чтобы ему возвестить, чтобы он призвал Петра, а тот бы наставил его в правой вере. Тоже произошло и с евнухом царицы Эфиопской Кандакии (Деян. 8, 26-40), который был благочестивым иудеем, предпринял большой труд и перенес опасности дальнего пути для того, чтобы прибыть в Иерусалим и совершить паломничества в своей колеснице. И так как был полдень, и по обычаю необходимо было вкусить пищу и отдохнуть, или наслаждаться красотой мест, которые он проезжал, он стал читать пророка Исайю. И поскольку колесницу трясло и читать было не просто, и хотя он не понимал того, что читал, но исполненный стремления и желания понять смысл пророка Исайи, он продолжал читать. Но этого благочестивого иудея не оставил Бог, чтобы он пребывал в его религии, Он даже не сказал ему, что ты спасешься поскольку ты настолько ревностен. Но Господь послал ему Своего апостола Филиппа, чтобы его наставить в вере. И это потому, что иудаизм не верит в троичного Бога, ни в божественную природу Христа, ни в приснодевство Богоматери, ни в иконы. Но особенно важно то, что иудеи ожидали Мессию и его ожидают как мирового национального мессию, который явится спасти Израиль. В эти же еретические догматы верит и мусульманин и, более того, мусульманство ведет человека к потенциальной невоздержанности на уровне генетическом и уничтожению тех, которые не верят в Ислам. Итак, в чем же достоинства монотеистических религий и в чем достоинство многочисленных идолопоклонников?

Теперь мы подойдем к христианам еретикам. В чем достоинство папизма, который верует в светского, мирского мессию , обладающего властью, преимуществом чести, первенством, использует дипломатию, имеет войско, полициею, банки? Разве папство не исказило догмат о троичном Боге прибавлением к «Символу веры» исхождения Святого Духа и от Сына (filioque), когда обоготворило человека папу и сделало его безгрешным, обоготворило Деву Марию через введение догмата о непорочном зачатии, использует пресный хлеб для Божественной Евхаристии и еще столь многое?

В чем достоинство протестантов, которые отрицают предание, иконы, крест, святых и их посредничество, особое священство, таинство исповеди, другие таинства и еще многое? Некоторые из них пошли и далее, совершая рукоположение женщин, признают гомосексуализм и совершают хиротонии гомосексуалистов и другие нарушения правил?

Свт. Григорий нас предупреждает, дабы мы не стали атеистами. Прислушаемся ли мы к нему?

Источник: http://www.pmeletios.com/ar_meletios/atheia/index_atheia.html

Оставить комментарий